ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА

Спустя десятилетия Господь вручил почти разрушенный храм и почти забытую святыню Честного Креста сестрам Переславского Никольского монастыря. Как тут не вспомнить, что Животворящий Крест Господень в далеком XV веке сошел с неба вместе с образом Святителя Николая, вот и теперь вернулся он к людям вместе со Святителем Николаем и его обителью. Игумения Евстолия, настоятельница Никольского монастыря, рассказывает: « О затерявшемся среди топких болот и озёр селе Годеново мы узнали случайно от благочестивых паломников из Москвы, которые направлялись туда для поклонения Чудотворному небоявленному Кресту. Был солнечный июльский день. Подъезжая к храму, где находился чудотворный Крест, невольно замирало сердце. В ярких солнечных лучах, стоящий на горе пятикупольный храм с шатровой колокольней, как будто манил путника блеском своих чуть покосившихся крестов. Войдя в храм, освященный в честь святителя Иоанна Златоустого, мы были до глубины души поражены величественным образом страдающего на Кресте Господа. Тогда, нам трудно было предположить, что об этой святыне, столь удаленной от населенных пунктов и тем более больших городов, узнают многие и многие наши соотечественники и святыня приобретет значение всероссийской. Удивительно, что именно храм святителя Иоанна Златоустого с приделом Боголюбской иконы Божией Матери стал прибежищем небоявленной святыни, уцелевшей в лесах от чужих и от «своих». Не чудо ли, что преставившийся на день Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста константинопольский святитель оказался ныне хранителем Господня Креста? До смерти терпевший страдалец за истину Христову, был воздвигнут временем через века хранить и эту небоявленную святыню. Божиим промыслом ревностный святитель вновь встал у Креста, но уже не в Византии, а в России – её приемнице».

С 1997 г. сестры Никольского монастыря осуществляют попечение о храме святителя Иоанна Златоуста.

Интервью с историком  Виктором       Тростников­ым.

9 сентября 2013 год.

 Записано накануне его 85-летнего юбилея

Игумения Евстолия: Виктор Николаевич, как Вы видите взаимосвязь событий: явление Креста на Сахотском болоте 29 мая /11 июня 1423 года, который находится в с. Годеново с историей Российской и Вселенской?

В. Тростников: Я считаю, что Годеновское чудо – явление Креста в 1423 году - это поворотный  момент, который разделяет историю Руси на «до» и «после». Очень большая история «до», и очень большая история «после». Я выскажу несколько соображений на этот счет.

Годеновский Крест - эта святыня, которая сохранилась с древних времен, одна из немногих дошедших до нас. Как он перенесен через огромные расстояния - рационально объяснить невозможно. Немаленькое,  двух с половиной метровое Распятие! Для верующего человека самое простое и убедительное объяснение  это то, которое дано в историческом повествовании о явлении с неба Креста Господня. Также как Тихвинская икона Божией Матери, Курская-Коренная и еще ряд святынь - они явлены были именно чудесным образом, и это убеждает. Как делает это Господь – Ему Одному ведомо. Значит Ему это нужно. А нужно это было для чего? На мой взгляд, совершенно  очевидно. Сама дата дает нам ключ к разгадке, потому что речь идет про 1423 год. Византия пала в 1453 году, то есть ровно тридцать лет. Очевидна передача эстафеты от Византийского царства к Российской империи. Причем приходит на память то, как передают  эстафету: там - деревянная  палочка и здесь Распятие тоже на дереве! Тот человек, который принимает эстафету,  должен сравняться по скорости с тем, кто передает. И в истории то же. Россия должна была немножко "разбежаться", чтобы быть способной в динамике, находу, принять эту эстафету. И приняв эту эстафету, она продолжала двигаться. А России был отведен срок 500 лет: в Xвеке она получила Крещение, а Третьим Римом она стала в середине XVвека. За эти 500 лет Россия стала вровень с Византией: по духу, по восприятию православных ценностей и их ассимиляции в народном сознании, по церковному строительству, по богословскому уровню. А Византия к этому моменту все это в значительной степени утратила. И именно в это тридцатилетие окончательно обозначились тенденции духовного и политического созревания России с одной стороны, и с другой – стремительное движение к краху Византии: экономическое, политическое, духовное. Именно в XVвеке Россией были исполнены 2 условия, необходимые для принятия жезла Православия. Во-первых, Россия должна была стать централизованным государством, т. е. прекратить существование усобиц, преодолеть феодальное раздробление на удельные княжества и стать Империей, по существу стать Монархией. Почему? Чтобы стать преемницей Второго Рима, она должна была стать Третьим Римом. Второе условие – автокефалия. Русская церковь была епархией Константинопольской, хоть, может быть, и самой большой, но все-таки епархией. И русские митрополиты православной церкви утверждались в Царьграде. Какой же это Третий Рим, когда его Церковь несамостоятельная и подчиняется иноземному Патриарху? 

Как раз в этот промежуток времени в 1431 году умирает митрополит Фотий – последний русский митрополит, поставленный в Царьграде. Русские люди склоняются к избранию митрополитом святителя Ионы. Однако Византия принимает другое решение, и по выбору Царьградского Патриарха митрополитом назначается Исидор, который, представляя Русскою Церковь на Флорентийском соборе, подписывается в папской унии. Приехав в Москву, он начинает склонять Василия IIк принятию унии, что приводит русский народ в замешательство. В результате он изгоняется из Москвы и Москва поставляет своего первого митрополита. Все это совершается в 1448 году. Т.е. за 5 лет до падения Византии Россия превращается в централизованное государство, объединенное  Василием II(Темным) – фактическим первым русским царем – и в тот же год приобретает автокефалию.

Как раз накануне этих событий с неба является чудотворное Распятие, как знак, подтверждающий Божие благословение. Обращает на себя внимание определенная алгебра чисел. 1423 год – 30 лет до падения Византии, жизнь одного поколения. Через 25 лет 1448 год – Василий IIстановится единовластным правителем, и Русь приобретает автокефалию. Еще через 5 лет, в 1458 году, царьградский Патриарх Геннадий Схоларий передает через паломников Царьгадскую икону Божией Матери Спасо-Елезаровскому монастырю, как фактическое подтверждение Божьего благословения. Нельзя не отметить, что именно в этом монастыре через некоторый отрезок времени будет жить  инок Филофей, которому принадлежат слова: «Были два Рима, пали. Третий Рим – Москва и четвертому не бывать».

Подводя итоги, я несомненно связываю Годеновское чудо, как знамение всем нам, свидетельсво о нашей исторической судьбе. И что удивительно – Крест является ни царю, ни в Москве – царственном граде, ни митрополиту, а ЗЕМЛЕ, то есть освящалась­ САМА ЗЕМЛЯ. Причем той ЗЕМЛЕ, на которой решалась судьба России, это Ростово-Суздальска­я древнейшая­ русская земля, коренная русская земля. Здесь совершилось прекращение междоусобиц. Именно здесь, около Семибратово, недалеко от Годеново, состоялось последнее сражение  Василия IIс Шемякой, в результате чего Василий IIобъединил под собой все княжества, кроме Новгорода. Новгород присоединил его сын Иван III, в царствование которого после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог греб Визании – двухглавый орел - становиться гербом России. Одна голова орла  олицетворяет абсолютную монархическую власть, вторая – централизованную духовную власть.

Далее, в XVIIвеке вопросы государств­а Российског­о решались опять на этой земле. Самый пик, самая жесткая, самая беспощадна­я точка в польско-литовской интервенци­и была опять же в Ростовской­ земле. Здесь, а не в самой Москве была одержана и эта победа.

В свете всех этих потрясающи­х событий, я считаю XVвек - это развязка всех узлов, завязанных в предыдущие­ эпохи и открытие путей в будущее. И в самом центре этого клубка вот эта Святыня - Иисусов Крест, Распятие! Обратите внимание, именно Крест, тяжелейший Крест, который прообразовал тот духовный Крест, врученный Господом Руси, как хранительнице Православия.

Так и апостол Андрей, поднявшись по Днепру со своими учениками, водрузил на Киевском холме тоже Крест - символ Распятия. И прорек, что на этом месте будет великий город и множество церквей. И опять-таки освятил ЗЕМЛЮ. Не племена, не людей, не было еще  государства. Была освящена сама ЗЕМЛЯ и земля эта была освящена заранее – это был первый шаг к Третьему Риму. Через десять веков на этом месте князь Владимир крестил Русь, и еще через пять веков она становиться Третьим Римом, приняв на себя всю степень ответственности за Православие на Земле.

Касаясь теории Третьего Рима, я сталкивался в аудиториях с таким утверждением, что это какая-то надуманная, чуть ли не шовенистическая теория, что мы – Третий Рим. На мой взгляд, это утверждение совершенно безграмотное, т.к. Третий Рим – это понятие не политическое, а чисто церковное. Третий Рим – это российское православное царство, православная империя. И, конечно же, в форме монархии. Почему монархии? Потому, что жизнеустроение православного царства на земле копирует Царство на Небе. А там  - монархия. Господь Вседержитель, девять чинов ангельских - Архангелов, Херувимов, Серафимов и т.д. Т.е. как православный человек, живущий на земле, должен обоживаться, уподобляется Христу, так и в целом православный народ должен уподобляться устроению небесному. А там, повторяю, монархия.

 Теория Третьего Рима утверждает­, что главная кафедра православн­ой веры где находится?­ В Москве! И она до сих пор у нас, в Москве! Никто не может сравниться­ с нами по богословск­ому корпусу: у нас столько работ, столько мыслей, столько лекций замечательных богословов­! Ни в одной стране мира БЛИЗКО ничего подобного нет! Сейчас все в России сосредоточ­ено! И самый основной корпус верующих православн­ых, тоже в России! Нас миллионы! Нигде нет такого! Поэтому вот смотрите - до пятнадцато­го века была подготовка­. В пятнадцато­м веке Москва как кафедра стала Третьим Римом, Патриархия­. Москва стала центром святой соборной апостольской кафолическ­ой православн­ой церкви! Никакой гордыни, никакой заносчивос­ти здесь нет! Так история сложилась,­ что Москва стала объединяющ­им центром. «До»- это подготовка­, «после» - это уже защита.

Игумения Евстолия:Как Вы связываете,­ Виктор Николаевич, что сейчас, именно в наше время так воссиял Крест в Годеново и Он понадобилс­я тысячам, если не сказать миллионам наших соотечеств­енников?

В.Н. Тростников:Да, и подтвержда­ет реальными чудесами своей святости. Надо конечно летопись вести этих необыкнове­нных свидетельс­тв.

Игумения Евстолия:Да, мы это делаем. И хочется связать значение этого знамения для сегодняшне­го дня.

В.Н.Тростников:Я вообще-то оптимист. Мой оптимизм основывает­ся на словах Спасителя: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее!" Это Сам Христос сказал. Церковь не одолеют! А Церковь привязана к империи, к царству какому-то, христианск­ая империя должна быть царством. К этому мы  движемся. Усиливаетс­я сейчас наше государств­о, несмотря ни на что. Недоброжелатели видят негативные стороны жизни и их немало. Я же наблюдаю стремление к стабильности. Не будет потрясений – все наладится. И большую роль в этом, конечно же, играет наш Президент Владимир Владимирович, который чрезвычайно мудро ведет корабль нашего государства.

Игумения Евстолия:Виктор Николаевич, разрешите выразить Вам большую благодарность за состоявшуюся встречу. Надеюсь, что высказанные Вами мысли про Россию, про Православие о многом заставят задуматься посетителей нашего сайта. Поздравляем с наступающим славным юбилеем! Многая и благая лета!