Храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново

Element
Подворье Никольского Женского Монастыря

 

Годеновское подворье Свято-Никольской обители вместе с самим монастырем в Переславле не зря именуется  паломническо-миссионерским центром, в обители развернулась впечатляющая монументально-просветительская работа.

 

       На территории самого монастыря, возле него и в Годеново одна за другой продолжают «вырастать» яркие  скульптурные работы: образ  святого  Николы Можайского, Богородицы «Оранта», писателя Федора  Достоевского (Переславль),  преподобного  Серафима Саровского, святых Царственных страстотерпцев  Николая II с августейшим  семейством, святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены (Годеново).

 

       Все это плоды многолетней «скульптурной службы» монастырю талантливого художника и скульптора, глубоко православного человека Сергея Юрьевича Бычкова, жителя Москвы, но проживающего в Переславле-Залесском. В духовном сотрудничестве с игуменьей Евстолией ему удалось воплотить в камне и металле  скульптурные образы-иконы, перед которыми хочется молиться, при взгляде на которые, хочется задуматься.

 

       Внутренняя  связь всех годеновских скульптур между собой с Небоявленным Крестом не столь очевидна на первый взгляд, но если присмотреться духовным взглядом, то открывается логистическая последовательность духовно важных понятий, берущих начало от осмысления крестной жертвы Спасителя и простирающихся  на глобальные исторические события как русской, так и мировой истории.  

 

      Вот слева от входа в Златоустовский храм, где пребывает Животворящий Крест, стоит великий молитвенник и печальник о русской земле  батюшка Серафим, изображенный коленопреклоненно на его знаменитом камне-валуне как на лодке, несущейся по бескрайнему полю русских просторов. А справа от церкви,  мы видим на пьедестале, как на престоле, скульптурную композицию Царственных страстотерпцев – Николая II с семейством, взявших на себя мученический крест  за  землю русскую и за русский  народ.  Семифигурная композиция святых Царственных страстотерпцев  предстала в скульптуре Сергея Бычкова как  единая  горящая  молитвенная  свеча, возносящаяся к Богу.   И ведь именно последний Государь -  Николай II настоял на прославлении во святых преподобного  Серафима Саровского и самолично возглавил торжества посвященные  этому  великому святому – духовнику Земли Русской.  Если продолжить молитвенный взгляд преподобного, то он пройдет как раз через стоящий в храме Крест и дойдет до скульптурного образа Царя с семейством,  прочертив «крестную», историческую связь этих монументов-икон и, конечно же, связь сакральных смыслов пути спасения России, которым и посвящено всё духовное наполнение   объекта.  

 

      Памятник Царской семье скульптору удалось осуществить путем неимоверного напряжения сил всего за семь недель  Великого Поста  2018 года.  Года  100-летия чудовищной трагедии – ритуального убиения Помазанника Божия.  Когда памятник  открывали, небо ликовало - на небе появилось сразу три радуги! 

 

Чуть поодаль высится памятник-икона императору Константину Великому и его матери – царице Елене. Первый великий римский кесарь–христианин, основал Константинополь, ставший столицей православной Византийской империи. А его мать, принявшая христианство еще ранее,  обрела в Иерусалиме Крест, на котором был распят Спаситель. 

 

Смысловые связки с предыдущими скульптурами проходят через Годеновский Крест с горельефным изображением распятого Христа. Ведь именно это распятие, явившись в 1423 году чудесным образом «от греческих пределов» в глубинке русской земли, засвидетельствовало передачу византийского наследия Руси как Третьему Риму. 

 

Памятники   царской семье последнего русского императора  и римской императорской семье, с которой началось Православное Царство  Византии  обрамлены аллеями баннеров, рассказывающих о событиях связанных со становлением православия . Их можно назвать «аллеями смыслов» – просветительскими и миссионерскими одновременно. Родники духовных смыслов, сливаются в селе Годеново, образуя как бы целое «святое озеро», окунуться в которое и испить чистой воды веры может  каждый, приехавший сюда с духовной жаждой. 

 

Незримая река духовной связи течет сюда из Переславля-Залесского, где напротив Никольского монастыря по инициативе игуменьи Евстолии в год 200 -летия рождения Федора Михайловича Достоевского  тем же скульптором Сергеем  Бычковым был установлен ему памятник. Великий душевед, которого иногда именуют «русским апостолом», со свечой в руках идет в сторону монастырских  ворот. Позади писателя кирпично-красная  стена, на которой выведены слова старца Зосимы из "Братьев Карамазовых": "Мир есть рай, ключи у нас". А вокруг памятника, как и в Годеново – просветительская «аллея смыслов», на баннерах которой рассказывается о пути Достоевского в Православие и открытых им «последних истинах сего века».

Вы и сами можете проплыть по этой великой незримой реке духовного просвещения и «прояснения» души – от Переславля до Годеново и обратно. «Веслами» и «парусом» будет ваша вера, ваша молитва... 

 

***

 

Сергей Юрьевич Бычков – член Союза художников России закончил Московский Государственный художественный институт им. Сурикова (мастерская И. Е. Кербеля). Со студенческих лет начал участвовать в московских, всесоюзных, российских, международных выставках. Работы мастера хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее, а также в частных коллекциях России,  Франции, Германии, Великобритании, США, Бразилии. А его монументальные композиции украсили Москву, Елабугу, Вичугу, Ленск, Мирный, Озерск.

В Боровске был установлен памятник К.Э Циолковскому работы Бычкова, копию которой  подарили австралийскому городу Брисбену, где ее установили во дворе планетария имени Томаса Брисбена. Резонансным событием стал также памятник на подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерею Николаю Рыжкову, подвергшемуся преследованию австрийских властей во время Первой мировой войны. В Лондоне в притворе Успенского собора был торжественно открыт мемориальный барельеф посвященный митрополиту Антонию Сурожскому работы Бычкова.

 

С 2012 года скульптор работает только для Церкви. Он создал цикл рельефных икон для экстерьеров храмов в Москве (Казанской Божьей Матери в Теплом Стане, Всех Святых на Филевском бульваре) а также на подворье Никольского монастыря в Малоярославце.

 

Связав свою творческую деятельность с Переславским Свято-Никольским монастырем, С.Ю. Бычков стал главным «монументалистом» обители и ее подворья в с. Годеново.