Храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново

Element
Подворье Никольского Женского Монастыря

 

Храм святителя Иоанна Златоуста  

 

История села Годеново уходит в седую старину, когда местные мерянские племена мирно сосуществовали, роднясь с пришедшими из новгородских пределов славянами. Согласно легендам, записанным в XIX веке ростовским этнографом и краеведом Александром Яковлевичем Артыновым, на месте Годеново стоял воздвигнутный волшебством из гранитных камней замок легендарного  князя Остромира и его воспитательницы Белунки. Близлежащее озеро(ныне исчезнувшее) именовали «батюшка Гаден», обращаясь к нему, как к живому существу.  

В древних русских стихотворениях Кирши Данилова, изданных в XVIII столетии московским почт-директором, сенатором Федором Петровичем Ключарёвым, есть повесть, рассказывающая о подвигах богатыря Ивана Гаденовича, жившего во времена «князя Владимировича», но родившегося в Ростовском уезде, в некоем селении близ нынешнего г. Петровска. Селение это, согласно преданию, располагалось на берегу или около озера Гаденова (Гаден – озеро).

А в книге «Журнал пешеходцев из Москвы до Ростова и обратно», изданной в 1830 г. фольклористом, писателем и лексикографом Михаилом Николаевичем Макаровым, говорится, что тот самый легендарный богатырь Иван Гаденович после завершения своей ратной службы вернулся в родные края, где был и похоронен «… где-то близ монастыря Борисоглебского».

 

Уже не по легендам, а из летописей известно, что ХVI веке Годеново стало усадьбой Ростовского князя Бориса Андреевича Примкова. Его внук, получив Годеново в наследство, передал село Ростовскому архиерейскому дому «на помин души». Интересно, что часть больших валунов, оставшиеся вокруг села, видимо, со времен сползания ледника, митрополит Иона Сысоевич в ХVII веке использовал для строительства знаменитого Ростовского кремля. Другая же часть через столетие легла в основание нынешнего каменного годеновского храма свт. Иоанна Златоуста.

 

В Писцовых материалах Ростовского уезда XVII века за 1629-1631 годы (полное название –  «Писцовая книга патриарших, митрополичьих и монастырских земель Ростовского уезда письма и меры князя Андрея Никитича Звенигородского и дьяка Михаила Бухарова») есть примечательная запись: «В Векситцком стану вотчина ростовского митрополита Варлама: Село Годеново на пруде. А в селе церковь Иванна Златоустовскаго, древян, вверх. А в церкве образы и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строенье мирское».

Из этой записи можно сделать однозначный вывод: в середине XVII столетия в Годенове уже не один год стоял деревянный храм, соответственно, оно давно было именно селом, а не деревней.

 

Также из «храмозданной грамоты», хранившейся в Златоустовском храме, доподлинно известно, что в конце XVIII -го века деревянная церковь пришла в совершенную ветхость. Прихожане испросили благословения Ярославского архиерея на постройку каменного храма, сами собрав на это необходимые средства. Новый пятиглавый храм  с шатровой колокольней был возведен в 1794 г. Главный престол освятили во имя святителя Иоанна Златоуста. В середине XIX века к пятиглавому храму пристроили каменный придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери и колокольню.

 

Ярославский купец Андрей Александрович Титов – краевед и этнограф, действительный член Императорского Русского географического общества в своей работе «Ростовский уезд Ярославской губернии».(Москва. Синодальная типография, 1885 г.) записал про Годеново и его храм:  «Село казенного ведомства, стоящее при оз. Годеновском и р. Черной, в 25 верстах от Ростова. В настоящее время в нем считается 29 дворов, 81 рев. душа и то же число наделов. Местная каменная пятиглавая с колокольней церковь построена в 1794 году, а до означенного года здесь находилась церковь деревянная, которая по причине ветхости и была нарушена. При церкви находится 124 десятины. Из старинной утвари здесь находятся: оловянный сосуд с двумя блюдцами и медной лжицей, оловянный дискос, оловянный ковчег, оловянная дароносица и копье; с какого времени находятся здесь эти вещи – неизвестно.

Всех крестных ходов 12, при церкви села находится 124 десятины земли и приход из 6 селений. У находящегося близ с. Годенова и Осоева родника или колодца построена часовня, народ уставил ее образами, поднимает из села кресты, служит молебны, совершает омовения и считает это место чудотворным, вешая при этом разноцветные ленточки, крестики и бросая в воду деньги».

 

Читаем любопытную запись из епархиальных новостей того же времени, которая именуется «Обозрение Его Высокопреосвященством, высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским, церквей и монастырей в уездах: Ярославском, Ростовском и Угличском в продолжение 16-28 ч. мая сего 1886 года»: 

«После обеда и краткого отдыха, в 3 часа по полудни, Владыка выбыл из погоста Никольского и в тот же день обозрел церкви: 1) В селе Годенове, Ростов. На пути в этот приход, Архипастырь, по особому приглашению, посетил в дер. Захарове дом церковного старосты с. Годенова В.С. Базлова, который вышел на встречу со всем семейством и с хлебом-солью (на фарфоровом блюде). Войдя в дом, Владыка благодарил г. Базлова за усердие его к приходскому храму, пожелал, чтобы и все члены его семьи были добрыми христианами, и в благословение дал всем по книжке. Храм Годеновский (каменный) найден в отличном состоянии внутри и снаружи; утвари и ризницы в нем вполне достаточно; все иконы в нижнем ряду иконостаса в дорогих окладах». 

 

Нелишним будет знать, что здесь же в Годеново, 27 сентября 1880 г. родился один из самых замечательных старцев последнего времени – схиигумен Лука (Иаков Савельевич Земсков), подвизавшийся в Валаамском, а затем в Псково-Печерском монастыре, обладавший даром прозорливости. В детстве и юности он посещал богослужения в Златоустовском храме  

 

По промыслу Божию храм свт. Иоанна Златоуста не закрывался в самые богоборческие советские времена, сохранил иконостас, росписи начала ХIХ века и главное сокровище – небоявленный Крест Господень. 

 

Архитектура годеновского Златоустовского храма представляет собой образец «порубежья» церковного зодчества: тяготея в целом к допетровской эпохе, он  близок по духу к русскому барокко. Только здесь, можно сказать – к его местной разновидности  – «ростовскому барокко» . 

Основной объём – изящный двухсветный четверик под четырехскатной кровлей. На ней широко раскинулись пять цилиндрических барабанов с небольшими чешуйчатыми луковицами глав. Центральный барабан – гораздо большего размера снабжен окнами, и его венчает глава, вдвое крупнее угловых. С востока к четверику примыкает пониженная до окон первого света вытянутая полуциркульная апсида под конхой-полусферой. В западном направлении пространственно-объемная композиция храма продолжена трапезной под двухскатной кровлей равновысокой с апсидой. С севера к основному объёму храма пристроен массивный односветный придел, увенчанный небольшой луковичной главкой на кубообразном основании.

Над сводом трапезной высится четверик основания колокольни, который вырастает в восьмигранный столп, венчающийся восьмигранным шатром с люкарнами. На его вершине  уселась миниатюрная изящная «луковка» с крестом на «яблоке». Еще одна необычная деталь : арочные проемы яруса звона разноширокие:  те, что смотрят на четыре стороны света, гораздо шире тех, что сделаны на межсветовых гранях столпа.

В наружном декоре также присутствуют нетривиальные детали:  декоративные лопатки, «акцентирующие» углы четверика, портал с перспективой, карниз, выполненный «треугольниками», пологий треугольный фронтон над северной стеной придела. При этом ни кокошников, ни закомар, как в храмах допетровской эпохи здесь уже нет.

Ворота с оградой, построенные значительно позже основного храма, органично вписываются в общий церковный ансамбль  как бы приподнимая «тело» храма, утяжеленное пристроенным пределом.

Все эти черты и детали в совокупности делают Златоустовский храм, если не шедевром, то весьма примечательным, гармоничным и оригинальным произведением русского церковного зодчества. 

Внутренний объём основного храма двухсветный, стены выкрашены в умиротворяющий нежно-сиреневый цвет. Большую площадь занимают фрески, выполненные  не сплошной стенописью, а как бы в виде отдельных картин в рамах. На сводах храма, в оконных нишах окон –  ростовые изображения святых. Большое художественное впечатление производит золочёный резной четырёхъярусный иконостас с его растительными  орнаментом и искусно украшенными Царскими Вратами. В арочном переходе из трапезной в храм, на стене справа, располагается храмовая икона Святителя Иоанна Златоуста.

Боголюбский придел, примыкающий к основному храму с севера, оформлен более лаконично. Алтарная преграда одноярусная. Фресок нет – на беленых стенах висят чтимые старинные иконы: Боголюбский образ Божией Матери, Святой Иоанн Предтеча и Святой Великомученик Георгий Победоносец с житийными клеймами и другие образы. Справа от иконостаса почти в центре предела за оградой высится, защищенный специальным киотом небоявленный  Животворящий Крест Господень – истинное «сердце» Годенова.

В начале XXI века храм в Годенове зажил «новой жизнью».  Девятого февраля 2008 года, после полной реконструкции и замены иконостаса, Высокопреосвященнейшим Кириллом (Наконечным), архиепископом Ярославским и Ростовским был освящен престол Боголюбской иконы Божией Матери. После полной реставрации храма свт.Иоанна Златоуста 11 июня 2009 года его освящение совершил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, в сослужении с Высокопреосвященнейшим Александром (Могилевым), архиепископом Костромским и Галичским.

По инициативе и с благословения владыки Кирилла (Наконечного) с 11 июня 2003 года у Годеновского Креста ежедневно совершается Божественная Литургия. В некоторые дни Литургию служат и ночью, после чего, по благословению игуменьи Евстолии, в трапезной один из священников храма совершает с паломниками братскую агапу  – трапезу, совмещенную с духовной беседой. Также ежедневно у древней святыни поется Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню.

 

Престольные праздники Златоустовского храма в Годенове:

26 ноября – день памяти Святителя Иоанна Златоуста;

1 июля –день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. 

 

Особо чтимые в Годенове праздники: 

27 сентября – Воздвижение Животворящего Креста Господня;

11 июня –  явление Честнаго и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте.