СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Наверное, на всей земле нет ни одного человека, который бы не слышал о святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских, чудотворце. Родившийся в далекой Византии в середине III века, этот святой снискал к себе любовь всего мира. Ревность по Боге, аскетическая самоотверженность и милосердие – вот те бесценные добродетели, которыми привлек к себе особую любовь Божию этот подвижник, ставший великим ходатаем за весь род человеческий.

«Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, нечаемых зол прогонителю; радуйся, желаемых благих насадителю. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих; радуйся, страшный наказателю обидящих. Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная» (из акафиста святителю Николаю, икос 4).

Святая Русь всегда отличалась особым почитанием этого угодника Божия. Нет числа чудесам святителя Николая, совершенным и совершаемым на нашей родной земле.

«Приди в Русь и виждь: что нет града и села, в которых не было бы чудес святого Николы, которых по множеству их невозможно и записать», – повествует рукописное житие XVI века. Одним из ярких свидетельств удивительного заступничества святого Николая Чудотворца является история Переславского Свято-Никольского монастыря от времени его основания до наших дней.

НАЧАЛО ОБИТЕЛИ

Основал Никольский монастырь один из прославленных русских святых  преподобный Димитрий Прилуцкий в 1348 году, то есть 660 лет назад.  Это было трудное для Руси время татаро-монгольского ига, а кроме того, по свидетельству летописцев, «вся Россия испытала тогда гнев Небесный: явилась жестокая язва, известная в летописях под именем черной смерти. Нельзя, говорят летописцы, вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства многочисленные. Каждый священник поутру находил в своей церкви до тридцати усопших и более; отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил. … Некоторые спешили оставить мир и заключались в монастырях или отказывали церквам свое богатство; питали, одевали нищих и благодеяниями готовились к вечной жизни». Именно в это время народного бедствия Господь явил на Руси Своих многочисленных угодников, которые удалялись в пустынные места, чтобы возносить сугубые молитвы к Богу, и рождались по всей нашей земле новые монастыри.

Из жития основателя Никольского монастыря святого Димитрия известно, что он родился в селе Веслеве под Переславлем-Залесским, в благочестивой купеческой семье Подкопаевых. В Переславском Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг, а потом и священный сан. «Тотчас после этого задумал преподобный основать в Переславле новый общежительный монастырь на месте, называемом "на Болоте" у [Переславского] озера, и поставил церковь во имя святого Николая Чудотворца, не только освящая отечество свое устроением сей обители, но и сам являя собой образ Христов, с любовию поучая всех добродетельному житию».

В 1354 году произошла первая встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Встретились они в Переславле, куда преподобный Сергий прибыл для рукоположения в сан пресвитера. Под влиянием бесед со святым Игуменом преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре общежительный устав, неизвестный до того на севере Руси. Преподобный Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме.

Основанный святым Димитрием Никольский монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1368 году по совету преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий, избегая людской славы и ища уединения, ушел из Переславля в Вологодские земли, где стал основателем еще одной обители – Спасо-Прилуцкого монастыря.

ВОССТАВШАЯ ИЗ ПЕПЛА

Несколько раз за свою историю Никольская обитель подвергалась полному разорению, но всегда воскресала и вновь сияла миру красотой монашеских добродетелей.

В 1381 году власть в Орде, побежденной на Куликовом поле князем Димитрием Донским, захватил хан Тохтамыш. Он не хотел мириться с независимостью Руси и в 1382 году предпринял поход на Москву. Разорив столицу, ханское войско направилось дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н.М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». В пепелище обратился и Никольский монастырь. Монахи, спасшиеся от гибели, вернулись на это святое место и вновь отстроили родную обитель.

В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Эдигея. Взять Москву врагу не удалось. «Но следы сего ужасного нашествия остались надолго неизгладимыми. "Вся Россия, – пишут современники, – … была потрясена сею грозою. Целые волости опустели. Кто избавился от смерти и неволи, тот оплакивал ближних или утрату имения. Везде туга и скорбь. … Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь"». Отрядами Эдигея был разорен Переславль, а с ним – сожжен и Никольский монастырь.

Восстановление обители относится ко второй половине XV столетия, ко времени княжения Василия III, когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. Но тогда же, как отмечает историк, «истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. … Уверяли, что Ростовское озеро целые две недели страшно выло всякую ночь и не давало спать окрестным жителям. Были и важные, действительные бедствия: от чрезвычайного холода и морозов пропадал хлеб в полях; два года сряду выпадал глубокий снег в мае месяце. … Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света, способствовала размножению храмов». Возможно, именно в это время возрождается и Переславский Никольский монастырь.

По сохранившимся документам начала XVI века можно заключить, что в то время Никольский «на Болоте» монастырь был процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился за них. Больше о том периоде истории монастыря ничего не известно.

Смутное время самозванца Лжедмитрия до основания поколебало российскую жизнь, подрывая саму основу этой жизни – Святое Православие. Как и всякая смута, время Лжедмитрия проявило в обществе две грани – предательство и мученичество. О жизни Никольского монастыря в тот период свидетельств не сохранилось. Можно только догадываться, что братия обители защищали свою веру «даже до смерти», потому что в 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских завоевателей.

Но пустовала Никольская обитель недолго. В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он сподобился в сонном видении явления святителя Николая Чудотворца, повелевшего возобновить обитель его имени. Придя на это святое место, усердной молитвой и трудом подвижник начал возрождать монастырь.

Преемник старца Дионисия игумен Варлаам построил с помощью благотворителей каменную шатровую колокольню с хорошим подбором колоколов и осуществил в 1680 году закладку соборного летнего храма во имя святителя Николая.

Устройство этого храма совершалось при игумене Питириме, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. Игумен Питирим до того, как пришел в Никольский монастырь, был раскольником. Благодаря духовному влиянию обители он обратился в Православие и принес большую пользу как борец против раскола. При преемнике игумена Питирима в 1721 году было закончено строительство Никольского собора на средства московских благотворителей Герасима Обухова и его супруги Ирины.

В середине XVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский Крест. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля паломники. Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название – «Корсунские». Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, ныне хранится в историческом музее Переславля-Залесского.

Корсунский Крест и чудотворный образ святителя Николая, по предположениям, очень древний, относящийся ко времени основания обители, были главными ее святынями.

После игумена Питирима настоятели Никольского монастыря часто менялись. Некоторые из них успевали внести свою лепту в благоустройство обители. При игумене Иакове (Певницком) в 1748 году была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые ворота с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1761 году архимандрит Филарет построил каменную ограду.

С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители – богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок.

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации.

Жители Переславля проявили попечение о древней святыне своего города. Для обновления Никольской обители они решили ходатайствовать перед Святейшим Синодом о переименовании Никольского мужского монастыря в женский. Предписанием Святейшего Синода от 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский.

Из Свято-Успенского монастыря города Александрова прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Сестры с горячим усердием начали возрождать обитель. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. Для сестер и мирян она была примером молитвенного горения духа к Богу, всегда посещала все церковные службы, любила красивое пение и строго следила за исполнением богослужебного устава. За усердные труды по благоустройству Никольской обители Святейший Синод наградил настоятельницу игумению Антонию золотым наперсным крестом. 

В 1899 году была отремонтирована покосившаяся, угрожавшая падением колокольня. Камни, на которых она стояла, из-за влажности почвы разошлись в стороны, по всей высоте проходили большие трещины. После реставрации колокольня предстала в былой красоте: все повреждения были устранены, под колокольню подвели прочный каменный фундамент, скрепленный портландским цементом по передовым технологиям того времени.

В том же 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек.

В 1900 году в Благовещенском храме была возобновлена придельная церковь Сретения Господня. Причиной возобновления придела послужила теснота теплой церкви для собирающихся богомольцев. Из этого можно сделать вывод, что жители Переславля во множестве стали посещать Никольский женский монастырь, несмотря на его местоположение на болоте, невзирая на размытые дороги осенью и снежные заносы зимой.

В том же году на средства благотворителей с южной стороны теплого Благовещенского храма была сооружена каменная двухэтажная ризница. Вся церковная утварь отреставрирована и заново вызолочена, приобретены двенадцать парчовых облачений для священнослужителей. Причем золотым шитьем по ним занималась сама матушка игумения Антония по особому расположению к этому рукоделию.

В 1902 году была освящена новая придельная церковь Благовещенского храма во имя Всех святых, а также выстроен еще один двухэтажный каменный келейный корпус.

В 1903 году один из благотворителей привез в Никольский монастырь икону преподобного Серафима Саровского, освященную на мощах святого старца в день его прославления 19 июля (1 августа) 1903 года.

В это время Никольский монастырь был полностью благоустроен, сиял благолепием и красотой. Заметно возросло число насельниц, к 1903 году их было уже около ста человек.

По молитвам своего небесного покровителя святителя Николая Чудотворца обитель расцвела духовно, снова став «светом миру» и «солью земли».

«Монашество наложило печать святости на русскую душу, – говорил один из выдающихся проповедников того времени протоиерей Иоанн Восторгов, – и сделало ее сродною подвигу». Именно к подвигу готовила в начале XX века укрепляющая сила Божия всех верующих – монахов и мирян, давая им обильные дары благодати. К таким дарам милости Божией можно отнести восстановление и расцвет Переславского Свято-Никольского монастыря в преддверии грозных событий.

ПОДВИГ ВЕРЫ

В октябре 1917 года новое бедствие обрушилось на Россию. Сокрушительная буря революции подорвала самые основы народной жизни. Государственной религией был объявлен атеизм, началась война против Бога и Церкви. В это время обитель переживала духовный упадок: ее коснулся дух обновленчества, принесенный священником Алексием Чижовым. Грустно вписывать в историю монастыря эти строки, но не справедливо и замалчивать их, как не существующие. Игумению Антонию заменила сподвижница священника-обновленца игумения Аглаида. Евангельский дух мира, любви и послушания был подорван метущимися страстями мира. И очень скоро пришлось на личном опыте испытать сказанные в Евангелии слова – до ревности любит Бог, и не мир принес Я в мир, но меч (Мф. 10, 26), и еще: всякую ветвь, не приносящую плода, бросают в огонь (Ин. 15, 2, 6). Смута и разлад коснулись и церковной среды, где «дух мира сего» посеял плевелы, которые потом было необходимо омыть кровью. Физическому разрушению предшествовало духовное разорение. Многое сказано об этих тяжелых для нашей Отчизны временах. Но произошедшее в те годы преподает нам урок и сейчас: мы продолжаем познавать историю на собственном опыте, на жизни предыдущих поколений и их потомков, возрастающих уже на наших глазах столетие спустя. Кровью новомучеников Российских, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, возрождается сегодняшняя Россия, но и плевелы не перестали пускать своих корней. Борьба, в которой еще не определен победитель, продолжается, и каждый, кто осознает это, является её участником и воином.  Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!

После революции Никольская обитель претерпевает значительные разрушения – были взорваны соборный храм святителя Николая и древняя колокольня, снесена ограда. В некоторых хозяйственных и жилых постройках новые городские власти поместили животноводческую базу. В келейном сестринском корпусе разместилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Оставшиеся помещения, в том числе и святые алтари храмов, заняли жильцы.

О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось. Времена гонений на Церковь дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского) и протоиерея Евгения Елховского. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых.

Так Никольская обитель приобрела небесных покровителей и заступников среди вновь прославленных святых. Уповаем, что и безвестные страдальцы из числа духовенства и сестер монастыря пополнили число новомучеников и исповедников Российских. И молятся они в обителях небесных за земную свою обитель – Свято-Никольский Переславский монастырь.

СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ

Более семидесяти лет на месте монастыря царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе. «В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель… – писал святитель Иоанн Златоуст еще в 404 году. – Если Он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно было».

27декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Переславский Свято-Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

16 февраля 1994 года в обитель прибыли первые насельницы – две инокини из Толгского монастыря города Ярославля. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом.

В условиях холодной зимы, едва наладив быт, сестры приступили к подготовке разоренного храма к богослужению. Жители Переславля и братия Никитского мужского монастыря оказывали им посильную помощь. Горячая молитва и самоотверженный труд сделали невозможное. Менее чем через два месяца после приезда насельниц, 7 апреля 1994 года, на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем Никитского монастыря иеромонахом Анатолием (Аксеновым) была совершена в Никольской обители первая Божественная литургия. С этого дня начал совершаться суточный круг богослужений (при отсутствии священнослужителя богослужение заменялось вычиткой).

Через две недели, 20 апреля, на праздник преподобного Даниила, Переславского чудотворца, произошло еще одно знаменательное событие. Из исторического музея в Никольский монастырь были перенесены мощи этого  чтимого Переславского святого.

Святые мощи преподобного Даниила в течение двух лет освящали своим пребыванием обитель, пока 20 апреля 1996 года не были перенесены на место своего постоянного пребывания во вновь открывшийся Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь.

По молитвам преподобного Даниила и всех Переславских святых, предстательством своего святого покровителя святителя и чудотворца Николая Никольская обитель быстро возрождалась.

К началу 1995 года она насчитывала уже десять насельниц. Успенским постом, с 14 августа 1995 года было введено чтение неусыпаемой Псалтири. В 1995 году от общества «Ярославская икона» были получены в дар колокола и сооружена временная звонница.

При размывке стен и сводов в Благовещенском храме под слоем извести и грязи были обнаружены прекрасно сохранившиеся росписи. Их расчистили, укрепили и восстановили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга Галина Яковцева, Алексей Лебедько и Николай Голубцов.

На средства благотворителя обители Виктора Ивановича Тырышкина – о встрече с этим замечательным человеком и её значении наша летопись повествует ниже – в Благовещенском храме устроили вызолоченный четырехрядный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре под руководством игумена Луки (Головкова) и других педагогов. Все иконы соответствуют каноническим иконописным традициям. В это же время  были восстановлены пять куполов Благовещенского храма, подняты золоченые кресты.

За усердные труды на благо Церкви настоятельница монастыря монахиня Евстолия удостоена сана игумении, в который была возведена 1 августа 1997 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского.

Большим событием в жизни Свято-Никольского монастыря стало посещение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Со времен Петра Великого предстоятели Русской Православной Церкви не посещали Переславль и его святыни.

23 августа 1997 года Святейший Патриарх прибыл в обитель.  Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (+ 22.10.2005), священство города Переславля, представители городской администрации во главе с мэром Евгением Алексеевичем Мельником и сотни горожан встречали Его Святейшество на том месте, где раньше располагались Святые ворота Никольского монастыря.

На время пребывания в обители предстоятеля Русской Православной Церкви из исторического музея в иконостас Благовещенского храма на несколько часов был возвращен Корсунский Крест.

На молитвенную память о своем посещении и для укрепления насельниц монастыря  Святейший Патриарх преподнес в дар обители икону святителя Николая в золоченом окладе.

Не только к сестрам, паломникам и гостям Никольской обители, но к каждому верующему и любящему свое Отечество сердцу обращены слова Святейшего Патриарха: «Несмотря на трудности, мы должны верить, что с Божией помощью, молитвами и предстательством святителя Николая, молитвами преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, будут восстановлены обители земли нашей, и народ наш найдет дорогу к православным храмам, и пойдет по этой дороге в обители и храмы земли нашей».

В январе 1997 года обитель получила надел пахотной земли в селе Годенове Ростовского района. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря. Приехав сюда, сестры почувствовали особую благодатную помощь от находящейся в храме святыни – небоявленного Животворящего Креста Господня.

По молитвам святителя Николая Чудотворца осенним днем 1997 года в жизни обители состоялась судьбоносная  встреча – с будущим ктитором Виктором Ивановичем Тырышкиным. Встреча эта изменила нестабильное течение восстановительных работ, придала иной статус жизни возрождающейся из руин обители. Виктор Иванович был особо избран святителем Николаем, о чем красноречиво свидетельствует случай, произошедший с ним ещё в молодые годы. На обратном пути из родительского дома в Санкт-Петербург, где он тогда учился в Военной академии,  Виктор Иванович ехал в машине к поезду с материнским благословением – иконой святителя Николая на руках. До отхода поезда оставалось мало времени,  водитель спешил и, не справившись с управлением, врезался в автобусную остановку. Машина превратилась в груду металла, водитель трагически погиб, а Виктор Иванович с иконой святителя Николая на руках оказался совершенно невредим. Такое чудо не забывается! В знак благодарности Виктор Иванович старался посещать все встречающиеся на его жизненном пути Никольские храмы и монастыри. Одним из них оказался Переславский Никольский монастырь. Познакомившись с настоятельницей и узнав, что само здание Никольского храма было варварски взорвано, Виктор Иванович восcкорбел вместе с сестрами. Глобальные перемены в восстановительных монастырских работах с участием Виктора Ивановича начались со строительства монастырской ограды, на месте полностью разрушенной. Отсутствие ограды монастыря можно сравнить с отсутствием для монаха монашеского облачения. Ведь монах, приходя в монастырь, образом своей жизни избирает уединение. А какое же уединение может быть в жительстве, в прямом смысле слова, при дороге? Вся монастырская жизнь является твердо стоящей крепостью иного, чем в миру, образа мыслей и поступков. Поэтому она естественно нуждается в ограждении, показывающем внешнему миру свое предназначение. Духовная ограда, созидаемая молитвами первых насельниц, с помощью Виктора Ивановича получила материальное воплощение. Но это было только начало. Без строительства Никольского собора ни сестры монастыря, ни его ктитор не представляли  дальнейшей жизни обители. И их чаяниям суждено было исполниться.

Поистине творческого подхода и большого подвижнического труда требовал предстоящий замысел. При отсутствии самых насущных бытовых условий жизни (не были проведены коммуникации, только начинала строиться отопительная система) мечтать о возведении грандиозного по масштабам Переславля сооружения – соборного храма было, по меньшей мере, «смело». Так, мягко говоря, на новое строительство и смотрели официальные органы. Но живы и сегодня слова апостола, сказавшего: Безумное Божие – мудрее человеков (ср.: 1 Кор. 1, 25). Этим-то «безумным» дерзновением и были зажжены сердца строителя и сестер. Здесь же, в городе Переславле, по молитвам святителя Николая был найден и помощник для воплощения задуманного – талантливый архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков. С первого же эскиза образ будущего храма приобрел незабываемый художественный облик.

Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, увидев этот проект и благословив его осуществление, отметил, что храм представляется весьма величественным. Этот храм, решенный в формах московского зодчества XV–XVI веков, представленный теперь не только на бумаге, а в реальности, поражает посетителей Переславля и своей преемственной связью с лучшими образцами отечественного зодчества, и органическим сочетанием с имеющимися уже монастырскими  постройками.

В незабываемый день 24 мая 1999 года, по совершении молебна на всякое доброе дело, были начаты строительные работы по возведению Никольского соборного храма. А 25 августа, уже на фундаментной плите, состоялась торжественная закладка собора. Возглавлял торжество правящий архиерей, архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (+22.10.2005), при стечении множества верующих. Это стало новой вехой в истории Никольской обители. Неизъяснимым чувством пасхальной радости были переполнены сердца собравшихся, как будто сам Святитель присутствовал и благословлял это торжественное  событие.

За год под бдительным руководством Виктора Ивановича стены выросли почти на всю высоту собора. Утраченное искусство храмоздания возрождалось руками мастеров из Малороссии. Крепкие, привыкшие к труду в любую погоду, строители всей бригадой начинали свой день с молитвы. Подвиг труда и подвиг молитвы сделали процесс строительства быстрым и слаженным. Погода по молитвам Святителя стояла на редкость благоприятная. Впервые за много лет, в год начала строительства собора, лето было знойным и засушливым, что как нельзя лучше способствовало течению работ на болотистых  монастырских  грунтах.

Четыре быстро текущих года потребовались для проведения основных строительных работ. Последние доделки завершали, как это обычно бывает, в ночь перед первым богослужением: были положены последние мраморные плитки пола и развешены ослепительной красоты золоченые паникадила. Четырехъярусный золоченый иконостас сиял свежим золотым блеском под прилипающей ещё олифой. Над порталом входа в храм входящего встречал мозаичный образ святителя Николая Чудотворца, изображенного в рост на фоне возникшей из небытия Никольской обители.

Первая Божественная литургия состоялась на праздник покровителя города – святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2003 года. Торжественную службу возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл в сослужении сонма духовенства Ярославской епархии.

Вновь построенный храм представляет тип крестово-купольного собора с тремя престолами, как это и было исторически. Главный престол посвящен святителю и чудотворцу Николаю, два боковых – правый – основателю монастыря преподобному Димитрию Прилуцкому и левый – небесному покровителю строителя собора мученику Виктору, именно так, как это было и в храме XVIII века. (Исторически он был освящен в честь преподобного Герасима «иже на Иордане» – небесного покровителя Герасима Обухова, строителя прежнего собора, взорванного в 1937 году).

Заботясь о здоровье и условиях жизни насельниц, Виктор Иванович одновременно со строительством соборного храма осуществлял и строительные работы по возведению трехэтажного келейного корпуса для сестер с архиерейскими покоями и домо@вой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского, на месте сгоревшего в 1994 году ветхого здания.

За труды на благо Русской Православной Церкви в Ярославской епархии Виктор Иванович Тырышкин был награжден высокими патриаршими наградами: орденом преподобного Сергия Радонежского III степени при закладке соборного храма; в 2002 году – орденом святого благоверного князя Владимира III степени, и за первой Божественной литургией в Никольском соборе Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским, ктитор обители был награжден орденом святого благоверного князя Владимира II степени.

Глядя на величественный Никольский собор, трудно поверить, что совсем  недавно на этом святом месте стояла «мерзость запустения». Совершилось явное чудо – вновь над обителью святителя Николая  сияют золоченые кресты, здесь возносятся молитвы, звучит колокольный звон, подтверждая и проповедуя слова Господа нашего Иисуса Христа: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф,. 16, 18).

В 2000 году в жизни монастыря произошли два знаменательных духовных события. Одно из них – обретение святых мощей благоверного князя Андрея Смоленского, прославленного в древности Переславского святого.

Но не оставил святитель и чудотворец Николай своего усердного молитвенника. Сестры Никольской обители, продолжая дело, начатое еще  преподобным Даниилом Переславским, выразили горячее желание воздать должную честь благоверному князю-страннику, стали молиться об этом и обратились за благословением к Святейшему Патриарху Алексию. В 1998 году были начаты работы по обретению мощей великого угодника Божия князя Андрея. 21 июля 2000 года на праздник Казанской иконы Божией Матери молитвенное горение сестер принесло благой плод: группой специалистов под руководством федерального архитектора Сергея Васильевича Демидова были обретены мощи, которые соответствуют древним описаниям. Молитвами преподобных Даниила и Андрея, Переславских чудотворцев, они были сохранены от поругания для будущих поколений россиян. Память святого отныне торжественно празднуется перед ракой с мощами святого, постоянно пребывающими в Никольском женском монастыре.

Второе знаменательное событие 2000 года – это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца. 

С 1994 года мощи святого находились в Никитском мужском монастыре. В 2000 году, 4 августа – в день памяти преподобного Корнилия, было совершено перенесение его святых мощей торжественным крестным ходом из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель.

Попечением ктитора обители Виктора Ивановича Тырышкина, в память об упокоении его приснопоминаемых  родителей Иоанна и Клавдии, были изготовлены золоченые  раки для мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и святого преподобного Корнилия Молчальника.

Наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии архимандрит Авель (Македонов; +6.12.2006) передал в дар Никольской обители частичку мощей святителя Николая; теперь она помещена в древний образ святого покровителя обители.

От наместника Китаевой пустыни города Киева архимандрита Прохора (Костюченко) были получены восемьдесят четыре частицы мощей Киево-Печерских святых, под которые на пожертвования Виктора Ивановича Тырышкина выполнен вызолоченный ковчег.

Иконостас Благовещенского храма украшает древний образ Спаса Нерукотворенного, переданный из запасников музея-заповедника города Ярославля.

Эти великие святыни изливают благодать, даруют помощь и утешение всем приходящим к ним с верой и любовью.   

Президент России Владимир Владимирович Путин посетил Никольский монастырь в канун Рождества Христова 6 января 2002 года и высказал пожелание, чтобы ктитор обители Виктор Иванович Тырышкин проявил попечение еще об одной древнейшей святыне Переславля – Спасо-Преображенском соборе. Возведенный в XII веке, один из самых древних храмов России, он помнит святого благоверного князя Александра Невского. Спасо-Преображенский собор служил эталоном для строительства многих русских храмов. Усердием Виктора Ивановича Тырышкина были осуществлены реставрационные работы и в этом древнейшем соборе города Переславля.

По благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, трудами ктитора обители был осуществлен еще один значительный вклад в прославление имени святителя Николая на Переславской земле  – строительство монастырской звонницы.

На весенний праздник святителя Николая в 2004 году состоялась её  закладка. Проект звонницы также был создан архитектором Вячеславом Ижиковым. Формы звонницы и на этот раз архитектурно не копировали постройку XVII века, но были также ориентированы на более ранний исторический период, в гармоничном сочетании с новопостроенным собором. Набор колоколов, наибольший из которых весит около восьми тонн, был отлит на колокололитейном заводе в городе Тутаеве (Романове-Борисоглебске) под руководством Николая Александровича Шувалова. Освящение колоколов  состоялось на праздник святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая 2005 года, оно было совершено архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

Нежданной радостью для обители было посещение монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на праздник преподобного Серафима Саровского 31 июля – 1 августа 2005 года. Поистине, для сестер и для всех собравшихся в этот день к воротам Никольского монастыря среди лета наступила Пасха! Так преподобный Серафим, спустя столетие, вновь проявил покровительство почитающей его Никольской обители. Ликование возрожденной славы Божией на этом некогда убогом и разоренном месте переполняло сердца собравшихся. У нарядно украшенной цветами арки, в воротах обители, Его Святейшество был встречен собором духовенства во главе с Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским, и множеством боголюбивого народа. Святейший Патриарх Алексий возглавил всенощное бдение и Божественную литургию во вновь построенном  Никольском соборе. В своем приветственном слове в конце Божественной литургии Его Святейшество произнес незабываемые слова: «Поистине, Бог поругаем не бывает! Разве могли мы предполагать восемь лет назад, посещая эту порушенную годами лихолетий обитель, что будем сегодня молиться в этом боголепном и величественном, вновь возведенном Никольском соборе!»

В память о своем посещении Его Святейшество вручил игумении Евстолии храмовый Смоленский образ Божией Матери. Особые слова благодарности Святейший Патриарх высказал ктитору обители В.И. Тырышкину и его семье. На торжественной трапезе ктитор монастыря вручил Святейшему Патриарху выполненную ювелирами копию Никольского собора.

По благословению Святейшего Патриарха 1 октября 2005 года состоялось освящение Никольского собора. Торжество возглавил приехавший по приглашению правящего архипастыря архиепископа Кирилла митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, которому сослужили Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, и Высокопреосвященный Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский. За богослужением архиепископ Кирилл наградил настоятельницу монастыря игумению Евстолию орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени, а ктитора обители В.И. Тырышкина Золотой медалью Ярославской епархии за усердие по возрождению Никольского монастыря. За заслуги по возрождению Никольского монастыря архитектор Никольского собора В.Н. Ижиков был награжден Серебряной медалью Ярославской епархии.

22 ноября 2006 года в день празднования иконы Божией Матери Скоропослушницы, а также преподобных жен Матроны и Евстолии Высокопреосвященнейшим Кириллом была освящена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, находящаяся в новом келейном корпусе. Иконостас церкви был исполнен и спроектирован сестрами обители.

В тот же день владыка освятил часовню основателя обители преподобного Димитрия Прилуцкого на его родине в селе Веслеве Переславского района. Часовня приписана к Свято-Никольскому монастырю. Она была возведена усердием Вячеслава Ивановича Вагурина на собственные средства по проекту архитектора В.Н. Ижикова. Роспись часовни была осуществлена также усердием сестер под руководством инокини Екатерины (Омельченко). На празднике в числе сослужащих священников присутствовал наместник Спасо-Прилуцкого монастыря г. Вологды игумен Дионисий (Воздвиженский).

Жизнь монастыря продолжается, продолжаются и строительно-реставрационные работы, финансируемые верным помощником обители – ее ктитором Виктором Ивановичем Тырышкиным.

2006 год для истории монастыря отмечен началом работ по росписи  Никольского собора. К Пасхе 2007 года росписи  придела преподобного Димитрия уже были завершены. Автор росписей Александр Деркачев исполнил их в ярком колорите древнерусской московской  живописи XIV–XV веков. Придел мученика Виктора решен в другой живописной традиции – византийской. Автор – Самсон Марзоев за основу композиционного решения взял ранневизантийские мотивы, с имитационным использованием разнообразных  пород мрамора. Под руководством С.Марзоева  производятся и работы по росписям алтаря  Никольского собора.

С мая 2007 года продолжены работы и по возведению каменной ограды взамен обветшавшей, разрушенной временем. Участок вновь возводимой стены  воссоединит «разорванную связь времен», сотрет с лица истерзанного лихолетием  тела обители последнюю кровоточащую разрухой рану.

Но и на этом не кончается летопись восстановления порушенных святынь. Ждет своего участия приписанная к обители Смоленско-Корнилиевская церковь, с приделом князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Эта древняя свидетельница трудов Борисо-Глебской обители (ныне не существующей) рушится на глазах. Внимания и трудов ожидает еще не благоустроенная церковь под звонницей, посвященная великому учителю покаяния – святому Пророку Иоанну Предтече. Еще далеки до завершения работы по реставрации надвратной монастырской церкви святых апостолов Петра и Павла.

Молятся сестры и о возвращении в родную обитель ее древней святыни – Корсунского Креста, на что уже дважды было получено благословение Святейшего Патриарха.

Список можно продолжать дальше, но жизнь, руководимая святым Промыслом  Божиим, в свое время  впишет в  эту летопись новые страницы. Лишь бы не оставил святой Николай попечения о своей, ему посвященной  и  чтущей  его обители. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Летопись жизни монастыря будет не полной, если мы не упомянем и о паломнических поездках духовенства и сестер. Молитвами щедрого на милость святителя и чудотворца Николая, усердием Виктора Ивановича Тырышкина сестры отправились в свое первое  паломничество на Святую Землю  на праздник Богоявления в 2001 году. Пока были оформлены паспорта и сделаны все приготовления, оказалось, что в Израиле началась война. Сейчас, по прошествии ряда лет, постоянные конфликты на Востоке почти не привлекают внимания.  Но тогда поездка в зону «горячей точки» большинству казалась совсем неблагоразумной. Господь же так устроил, что не только не пролетела ни одна пуля, но на это время воюющими странами было объявлено перемирие! Святая Земля всегда непредсказуема. Для каждого человека она открывается со своей стороны и каждому дает желаемое.  Иначе не может и быть, ведь это Родина Спасителя! Волнующее погружение в евангельскую историю переживает душа каждого паломника. Ведь это духовная Родина и  каждого христианина! Воздух делается родным, святые подвижники первых веков оживают, вековое расстояние между событиями стирается, и ты становишься  реальным  участником евангельского мира.  Пройдя по Крестному пути Спасителя, помолившись на Голгофе  и Его святом Гробе,  человека ощущает жизнь совсем в ином измерении!

Милостью Божией это  паломничество было не последним. В 2003 году, после первой Божественной литургии в новопостроенном Никольском соборе, владыка Кирилл благословил сестер на посещение Небесного покровителя обители – святителя Николая, мощи которого пребывают в итальянском городе Бари. Святитель Николай как чадолюбивый отец встретил Ярославскую группу паломников. Две незабываемые Божественные литургии совершили они у его святых мощей. Трудным было только расставание. Далека итальянская сторона, и удастся ли еще когда-нибудь побывать здесь и припасть к стопам родного святителя Николая?   

Жизнь монастыря – органичный процесс, в котором события внешней жизни и события духовные дополняют друг друга. По инициативе жителей города монастырь присоединился к трудам по возрождению памяти прославленного в 1996 году подвижника ХХ века святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука, работая главным врачом городской инфекционной больницы, провел в Переславле–Залесском семь лет, с 1910 по 1917.  Он был безмездным лечащим доктором сестер Феодоровского монастыря. Здесь же, в Переславле, начал писать «Очерки гнойной хирургии», впоследствии получившие всемирное признание. В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя. Усердием сестер в городской больнице открыта часовня, посвященная этому святому. По благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, традиционно проводятся Чтения в честь святителя Луки. Современная жизнь заставляет нас задумываться о многом.  Но главный вопрос вечен для всех поколений людей – это вопрос веры в Бога. Как же претворить его в современную жизнь, спустя почти столетие со времени «упразднения Бога и Церкви» в глазах государственной власти?  Как вернуть людям Бога на всех уровнях жизни: в семье, в школе, на месте работы, в болезни, в скорби и в радости?  Вынесение этого вопроса за порог церковной ограды и обсуждение его обществом говорит о стремлении к оздоровлению общества в целом.  Об этих насущных вопросах заставил говорить в день своего 130-летия  10 мая 2007 года подвижник ХХ века святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий). 

Хочется верить, что молитвами святителя Луки, предстоящего ныне у Престола Божия, Переславль-Залесский обретет нового усердного ходатая пред Господом! Святителю отче Луко, моли Бога о нас!

21 мая 2007 года в рамках торжеств, посвященных объединению Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, Переславский Свято-Никольский монастырь посетил архиепископ Сан-Францисский Кирилл. Встреча архиепископа в Переславле-Залесском, городе, являющемся воротами в северную Фиваиду, ознаменовала открытие не только для россиян дружественного лица Зарубежной Русской Церкви, но и истинного положения Православия в России для зарубежных собратий. Радушное искреннее общение, подготовленное многолетним духовным подвижничеством с обеих сторон, наконец, состоялось.

Духовный путь

Повседневная жизнь сестер обители проходит в молитве и труде на послушаниях: в церкви, на трапезе, на просфорне, в швейной и иконописной мастерских, на ремонте и строительстве. Сестры участвуют в церковных богослужениях, чинности которых в монастыре придается особое значение. В основание жизни сестер положено желание духовного совершенствования, ради чего они и собираются в обитель. 

«Для монаха монастырь – центр вселенной. Монастырь – ясли, где монах рождается, колыбель, где он повивается в пелены; монастырь – благосеннолиственное древо, укрывающее монаха тенью и роняющее в его ладони спелые плоды», – пишет святитель Николай Сербский.

Приходящие в обитель сестры, добровольно отрекаясь от мира, устрояют свою жизнь по законам Евангелия. Каждый пришедший в обитель не сразу становится истинным монахом, но совершенствуется, опытно исполняя советы богоносных старцев – трудясь на послушании, отрекаясь от своей воли, храня целомудрие.

В наши дни, как и в прежние времена, тайна общения человека с Богом раскрывается в опытном и кропотливом духовном делании. Господь говорит в Cвятом Евангелии: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Ин. 15, 16).  Господь призывает человека к подвигу, но результат делания зависит от духовного горения самого делателя.

Не было бы Воскресения, если бы не было Креста.  Терпение скорбей телесных и душевных делает монаха монахом. Невидимо для постороннего взгляда,  преодолевая свои человеческие немощи,  возлагая все упование на Небесного Крестоносца Христа, современный монах, как и его предшественники, опытно познает тайну воскресения своей души, ведя борьбу  с духом злобы поднебесной (ср.: Еф. 6, 12). И в малом пространстве своего жизненного креста обретает необозримую силу Креста Божественного. 

В центре современной отступившей от Бога цивилизации, по молитвам святых угодников Божиих, веками подвизавшихся на нашей древней земле, вопреки торжеству вседозволенности и попранию нравственных устоев устраиваются оазисы благодати Божией – монастыри, свидетельствующие миру о непреходящих ценностях христианства: любви, вере, благочестии, освящающих собой жизнь человечества. Одним из таких оазисов стала и возродившаяся из пепла Свято-Никольская женская обитель в Переславле-Залесском.

Люди, впервые посещающие обитель, часто задают игумении вопрос: как женщины разных возрастов, разных профессий по собственной воле могут отказаться от всех радостей жизни? На подобные вопросы игумения Евстолия обычно отвечает: «Сколько лучей исходит от Солнца – их перечислить невозможно, и сколько путей ведут к Богу – их пересчитать тоже невозможно. Доказательством этого служит жизнеописание тех людей, которые уже признаны святыми. И ни один из этих путей не повторяет другой. Пока не закрыта Господом Книга Жизни, каждый родившийся человек имеет возможность найти свой индивидуальный, неповторимый путь к Богу. А монастыри являются только теми "оранжереями", в которых пытаются создать наиболее благоприятные условия для возрастания духовных дарований, приближающих нас к Богу – Источнику всех благ – с целью светить миру и быть солью земли, если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? ( Ср .: Мф. 5, 14, 13).

Восставшая из небытия Свято-Никольская обитель дышит и живет, помогая всем приходящим обрести мир и тишину в Боге. Видя благодатные перемены, произошедшие здесь всего за несколько лет, каждый человек, прославляя Господа, может сказать, что воистину невозможное человеком, возможно Богу (Лк. 18, 27). И от всего сердца возблагодарить: «Господи, с Тобою нет непоправимого. Ты весь – Любовь.Ты – Творец и Восстановитель. Тебя хвалим песнью: Аллилуиа!» (Акафист «Слава Богу за все», кондак 10).