Храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново

Element
Подворье Никольского Женского Монастыря

 

 

 

Как подготовиться к исповеди и причастию?

 

"Евхаристия - главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину". ("Об участии верных в Евхаристии". Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве). 

 

Всем интересующимся полноценной церковной жизнью православным христианам очень рекомендуем ознакомиться с вышеупомянутым документом. И следующая статья будет не чем иным, как кратким пересказом этого общецерковного документа. 

 

"В апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности — и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16–17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви" («Об участии верных в Евхаристии»). В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято разумным причащаться не реже одного раза в месяц, но лучше чаще -  раз в две недели, а во время многодневных постов - каждое воскресенье. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении. Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче - со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» (Цит. по: "Об участии верных в Евхаристии").

 

Подготовка ко причащению включает в себя пост, исполнение молитвенного правила и испытание своей совести перед духовником - исповедь. Однако,  полнота подготовки ко "святому причащению определяется для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.  Человеку, готовящемуся к участию в таинстве Евхаристии (причащению), необходимо сознавать, что целью подготовки (пост, исповедь и молитва) является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния.

 

***  Подготовительный ко Святому Причащению пост. Пост - это воздержание от скоромной пищи (мясо, молоко, яйца) и развлечений в течении трех дней перед причащением. Однако, продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения). Кроме того, общецерковный документ "Об участии верных в Евхаристии" признает допустимым практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Однако, решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.

 

Евхаристический пост отличается от подготовительного поста.  Это, строго говоря, полное воздержание от пищи и пития с полуночи накануне дня литургии до самого причастия. Если литургия совершается в вечернее время (например Литургия Преждеосвященных Даров) или в ночное (праздники Рождества Христова и Святой Пасхи), евхаристический пост должен составлять не менее шести часов. Этот пост канонически обязателен ( 41-е правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

Каноническое право так же предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

 

***  Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия. Во время Светлой седмицы (после праздника Святой Пасхи) молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению (Последование ко святому причащению). Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых. Пропускать вечерние службы перед литургией не стоит без действительно серьёзной причины. Так же, не стоит опаздывать к началу Божественной литургии, ведь это не что иное, как пренебрежение к Таинству Тела и Крови Христовых, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. 

По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении (см. Молитвослов). Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

 

***  Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед духовником в Таинстве Покаяния. Духовником (духовным отцом) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, которому он доверяет и который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием". 

Исповедоваться желательно с вечера накануне дня причастия или перед Божественной литургией, чтобы время литургии освободить для молитвы и предстояния пред Богом. Совершенно неприемлемым является состояние дел, когда причастники не приходят на вечернюю службу и опаздывают на литургию, однако просят священника исповедовать их, чтобы они могли причаститься. Поступая подобным образом они отвлекают священника от служения литургии и заставляют других прихожан значительное время ждать начало причастия, некоторые же из них могут быть в преклонном возрасте, больны или с маленькими детьми.

 

***Стоит отметить, что недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30). 

 

Каноны так же запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.