Радость и скорбь, покаяние в своих грехах перед Крестом на котором распялся Господь и ликование о благой вести – «главизне» нашего спасения во Христе, рождение которого смиренно приняла по Божьему изволению Дева Мария. А также день Воскресения Христа. Вот какой тройной Праздник мы отпраздновали в прошедшее воскресение! В один день вспомнив начало и конец земной жизни Господа Иисуса Христа, а вместе с ним и первый день нового – искупленного человечества.
Такое сочетание православных праздников не уникально, но достаточно редко. Последний раз два этих церковных торжества совпали в 2013 году. И, конечно, в такие праздники Годеновское подворье Никольского монастыря наполняется верующими еще с вечера субботы. Накануне служится всенощное бдение с выносом Креста, а в сам день Праздника – Божественная литургия Василия Великого со славлением. На всенощной в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Господень – небольшая копия Животворящего Годеновского Креста.
В этот же раз вместе в крестом на аналое соседствовал кроме иконы Воскресения Христова, образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Священники и прихожане храма, монахини во главе с игуменьей совершают перед крестом три земных поклона под пение тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». И конечно и в субботу и в воскресенье звучал также другой торжественный и радостный тропарь: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Всенощная плавно перешла в ночную Литургию, которыми славится Годеново.
Поклонение Кресту Господню напоминает нам о том, что путь к Воскресению Христову лежит через распятие, а спасения души не бывает без борьбы с грехами, без скорбей и даже страданий– то есть без несения своего креста, данного тебе Богом «по силам». Сам же выносимый Крест Господень подобен победному знамени, которое передовой полк несет впереди победного пасхального шествия самого Царя, возвращающегося с битвы.
«Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.
«Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение», – писал преподобный Иоанн Дамаскин.
Не стоит нам забывать, что Крест Иисусов – не только символ Его страдания, но символ вечной жизни, победы над смертью. А еще – утешение и укрепление на непростом великопостном пути.
Например, в Синаксаре (собрании богослужебных церковных сведений) Крест Христов в воскресенье крестопоклонной недели – сравнивают с раскидистым деревом, под лиственной сенью могут передохнуть и набраться сил уставшие путники, шествующие по жаркой каменистой пустыне Великого Поста.
В Церкви первых веков именно с Крестопоклонной недели начиналась усиленная подготовка новообращенных к святому крещению накануне Пасхи. Крестопоклонный цикл песнопений замыкается стихирой: «Гряди, первозданная двоице (Адам и Ева), лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением — се, всечестное воистинну Древо предгрядет!...» То есть Крестопоклонная неделя – важное связующее звено между началом Великого поста, когда поминаются наши прародители – и его завершением — Пасхой Христовой.
Благовещение же – этот прямые ворота к Празднику праздников, хоть в этот раз между ними лежат еще три недели поста и Страстная седмица. День, когда Архангел Гавриил возвестил Благую весть Деве из Назарета, как и Рождество Христово считается днем Воплощения Спасителя.
Священномученик III века Ипполит – папа Римский, а также Тертулиан называли 25 марта (7 апреля по новому стилю) еще и календарным днем распятия Спасителя. Поэтому александрийская и византийская календарная система отождествляют даты Благовещения и Пасхи. Более того: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день Бог создал человека, завершив Сотворение Мира. Некоторые другие христианские писатели считали, что это дата начала Творения. Как бы то ни было – Благовещение Пресвятой Богородицы и его дата занимают совершенно особое место в чреде двунадесятых праздников.
Знаменательно, что правящий архиерей епархии – епископ Переславский и Угличский Феоктист в столь высокоторжественный день сочетания православных Праздников благоволил возглавить Божественную Литургию на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново, где пребывает великая православная святыня – Небоявленный Животворящий Крест Господень.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), протоиерей Александр Бочков, протоиерей Владимир Бондарь, протоиерей Александр Смирнов, протоиерей Валерий Лукянов, протоиерей Валентин Медведев, иеромонах Илия Кропанов, священник Дионисий Елистратов, священник Владимир Мартышин, протодиакон Николай Мальцев, иеродиакон Герман Евсеев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов. Более трехсот человек приняли Святое Причастие на архиерейской службе.
По окончанию ее, перейдя в предел Боголюбской иконы Божией Матери и поклонившись Кресту, владыка Феоктист произнес проповедь. После этого «в благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии и в связи с 30-летием монашеского пострига и 30-летием возрождения жизни Никольского монастыря» правящий архиерей наградил настоятельницу Никольского женского монастыря г. Переславля игумению Евстолию (Афонину) медалью Переславской епархии прп. Иринарха Затворника.
Также в благодарность за священнические труды и в связи с 50-летним юбилеем клирик Никольского монастыря протоиерей Валерий Лукьянов удостоился архиерейской грамоты.
Матушка Евстолия, в свою очередь, выразила свое отношение к прошедшему «тройному» Празднику: «Мы были настолько приподняты в духовной сфере этим событием, что ближе всего это можно передать словами песнопения в Великую Субботу: «Да молчит всякая плоть человеча…» Ты просто погружаешься в таинственность Божьего присутствия, неподвластных нашему уму Божьих Путей. И наступает внутренняя немота – не знаешь, где ты есть: на Небе или на земле. Мы соприкоснулись с еще одной Тайной Божией...»
Безусловно, есть вещи невыразимые на нашем человеческом языке. Мы часто проходим мимо них, не почувствовав веяния святости, света с той стороны. Но есть места, дни и часы, в которых как бы в перекрестье этот свет пробивается столь явно сквозь плотную ткань нашего бытия. Так что можно только склонить голову в нечаянной радости Богообщения.