14 августа 2025 года, в праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Мы веруем в Христово Воскресение. Собственно, именно вера в Воскресение Христа и делает нас христианами. Казалось бы, если Христос воскрес, если весь ужас Его Страданий и Смерти позади, то почему Церковь неустанно напоминает нам о тех страшных событиях, которыми закончилась земная жизнь нашего Спасителя? Пожалуй, справедливым будет предположение, что тем самым Церковь хочет нас оградить от пути, которым прошли люди, распявшие Господа и Спасителя Иисуса Христа. Сегодня Церковь вспоминает Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, и потому мы вновь во время Литургии услышали евангельский рассказ о Распятом на Кресте Спасителе мира. Этот рассказ был взят из 19-й главы Евангелия от Иоанна.
Невозможно посчитать, сколько человек было упомянуто в этом рассказе. Кого-то из них мы знаем по именам, но большинство выступили лишь как статисты, как те, кто являл собой страшный голос толпы — «распни, распни Его!» Большинство упомянутых апостолом и евангелистом Иоанном Богословом людей были из числа тех, кто распинал Спасителя. Да, технически это сделали римские воины, но они были лишь инструментом, и их нельзя напрямую винить в смерти Христа.
А кого можно?
Пилата? Ведь именно он отдал приказ распять Спасителя. Но понимал ли он, что делал? Этот человек был далёк от особенностей религиозной жизни Иудеи, и он, по сути дела, был вынужден поступить так, как он поступил.
Вроде бы всё ведёт нас к тому, чтобы указать в качестве истинных виновников на тех самых первосвященников и членов синедриона, которые хотели погубить Христа, и которые на Него клеветали перед Пилатом. Чаще всего именно их мы и обвиняем. Однако Сам Спаситель молился о Своих мучителях такими словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Эти слова многие толкователи Евангелия относят не только к римским наёмникам, стоявшим у Креста и делившим одежду Христа, но, в первую очередь, к иудеям, которые были инициаторами казни Воплощённого Бога. Получается, что Сам Христос никого не обвинял, Он ни на кого не указал как на виновников Своих мучений.
Но как так? Если никто не виноват, то почему вообще произошло то, что произошло?
Ответ известен любому христианину: виноват грех, носителем которого является каждый человек. А потому Церковь с первых дней своего бытия свидетельствует, что мы сами распинаем Христа тогда, когда перестаём бороться с живущим в нас грехом, когда позволяем ему обладать нами. Сегодня Церковь вновь напоминает нам о нашей общечеловеческой греховной поражённости, вместе с этим Церковь указывает и на того единственного Врача, Который способен нас исцелить, — на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.